«Путешествие сквозь века» («Вперед в прошлое»).
Археология, как одна из исторических дисциплин, обладает огромным обучающим потенциалом, опираясь на чувственное восприятие ребенка исторических сведений через предмет. Знакомясь с археологическими находками, учащийся может увидеть, как из групп разнообразных вещей возникает информация о ремесле, духовной культуре и других аспектах жизни и быта древнего населения. Знакомство учащегося с реальным миром древних вещей и его исследование значительно расширяет горизонты познания, правильно формирует систему ценностей, углубляет формирующееся мировоззрение ребёнка.
Цель программы: познакомить учащихся с археологией как наукой, объектами её изучения, методиками научной работы с археологическими источниками и дать основные знания о периодизации истории человечества.
Цель программы реализуется через задачи:
воспитательные:
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию;
- толерантное восприятие этно-национальных, религиозных и культурных различий;
образовательные:
- овладение начальными знаниями об археологических памятниках, археологической науке, её истории и методах;
- формирование умения работать с археологическими источниками;
- формирование навыков владения профессиональной лексикой;
развивающие:
- развитие интереса к истории и археологии;
- развитие умение наблюдать, анализировать, выделять сходства и различия;
- развития навыков научной деятельности.
Программа состоит из 7 занятий, разделенных на два блока. Первый блок рассказывает о периодизации истории человечества, второй знакомит с древними ремеслами. Занятия состоят из 2-х частей: теоретической, на которой участникам предлагается основная информация по проблематике занятия, и интерактивной, позволяющей в игровой форме закрепить полученные знания. Рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста.
«Знакомьтесь – археология»
Вводное занятие, в ходе которого дети получат ответы на вопросы, что такое археология, что изучает наука, кто такие археологи, а также, как появились на Земле люди, где они жили и чем занимались. (Вводное занятие. Проводится, если группа ранее не посещала программу «Знакомьтесь - археология»).
1 блок «Древние миры»
1. Первобытный мир.
Занятие дает представление о древнейшем культурно-историческом периоде в развитии человечества. Дети узнают, почему век называют каменным, познакомятся с древними каменными орудиями и первыми ремеслами.
2. В мире бронзы.
Занятие познакомит учащихся со вторым периодом в системе трех веков – бронзовым веком. Дети смогут проследить эволюцию развития ремесел от каменного века к бронзовому, узнают о предпосылках технической революции этого периода и изменениях в жизни наших далеких предках
3. В мире железа.
Занятие знакомит с третьим периодом истории человечества – железным веком. Дети узнают о технологии плавки железа, ремеслах, быте и особенностях жизни людей данного периода.
2 блок «В мире ремесла»
4. От камня к железу.
Многие орудия труда «пришли» к нам из древности, и сегодня, археологам известно множество примитивных аналогов современным топорам, ножам, пилам. О видах древних орудий труда и о том, каким материалам отдавалось предпочтение для их изготовления, будет рассказано на данном занятии.
5. Первые гончары.
Занятие знакомит с керамической посудой, со способами её изготовления, об отличии форм и орнамента у сосудов в разные исторические эпохи, о различных орнаментах и способах их нанесения, а также о том, почему нахождение маленьких фрагментов керамической посуды имеет большое значение для археологов.
6. История моды.
Занятие расскажет о том, во что одевались наши предки. Какими инструментами пользовались во время изготовления одежды. Учащиеся наглядно познакомятся с эволюцией костюма и технологиями его изготовления.